Время чтения:  8 Минут

Как подать заявление о принятии наследства нотариусу?

Заявление о принятии наследства — документ, который подтверждает согласие наследника на получение имущества покойного. Если наследник в течение шести месяцев с момента смерти владельца имущества подал такое заявление, то считается, что он получил право на имущество с даты гибели собственника. А если вовремя не подать заявление, то права на имущество перейдет к следующему получателю. О том, как правильно подать заявление о принятии наследства, читайте в нашей статье.

Кто может подать заявление о принятии наследства нотариусу?

Подать нотариусу заявление о принятии наследства может любой человек, который считает себя законным правопреемником. Нотариус обязан принять заявление. Но это не означает, что он обязательно включит заявителя в состав наследников.

Нюансы подачи заявления:

  1. Совершеннолетний и дееспособный наследник должен подать заявление лично.
  2. Если он не может этого сделать, возможно оформить нотариальную доверенность на третье лицо.
  3. За несовершеннолетних наследников в возрасте до 14 лет и недееспособных наследников заявление подают законные представители (родители, опекуны).
  4. Несовершеннолетние наследники в возрасте от 14 до 18 лет и ограниченно дееспособные совершеннолетние наследники подают заявление самостоятельно, с согласия законных представителей.

Бывают ситуации, когда человек имеет право на наследство, но не может доказать это документами. Например, иждивенец. Чтобы получить право на наследство, он должен доказать в судебном порядке факт нахождения на иждивении. Но это не мешает ему подать заявление о принятии наследства в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя. А судебное решение он предоставит после его вынесения. Главное, предоставить нотариусу доказательства того, что он обратился в суд. В этом случае нотариус приостановит выдачу свидетельств о правах на наследство до завершения судебного разбирательства.

Как можно подать заявление о принятии наследства нотариусу?

Подать заявление о принятии наследства можно только нотариусу, открывшему наследственное дело. Сделать это нужно обязательно в письменной форме.

Это можно сделать:

  • Лично;

С помощью личного кабинета на портале Госуслуги можно авторизоваться на сайте Федеральной нотариальной палаты и записаться на прием к нотариусу. Перед личным посещением можно отправить нотариусу все документы на проверку. Это позволит принять наследство за одно посещение.

  • Через доверенное лицо;

Доверенное лицо должно иметь при себе паспорт и нотариальную доверенность, в которой указано право на подачу заявления о принятии наследства.

  • Почтой;

Подать заявление о принятии наследства можно почтой. Для этого нужно обратиться в любую нотариальную контору. Нотариус поможет подготовить заявление и удостоверит подпись наследника на документе. После чего документ можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

  • Через курьера.

В этом случае заявление также необходимо заверить у нотариуса.

  • В виде электронного документа.

Чтобы подать заявление в электронной форме, нужно обратиться к любому российскому нотариусу. Он поможет составить заявление о принятии наследства. Далее нотариус удостоверит подпись наследника на заявлении. По просьбе наследника нотариус переводит бумажное заявление в электронную форму и удостоверяет равнозначность электронного документа бумажному. После чего он отправит электронное заявление нотариусу, который ведет наследственное дело.

Таким образом можно подать заявление о принятии наследства даже, если наследник находится в другом городе или в другом государстве.

Какие нужны документы для подачи заявления?

Перечень документов, который должен подать наследник, зависит от того, было ли открыто наследственное дело. Если другие наследники уже обратились к нотариусу и подали документы для открытия наследственного дела, то при себе достаточно иметь гражданский паспорт. 

Если же наследственное дело еще не открыто, то нужно представить нотариусу:

  • Гражданский паспорт;
  • Свидетельство о смерти наследодателя;
  • Справку с его последнего места проживания.

Остальные документы для оформления свидетельства о правах на наследство можно представить позднее. Точный перечень зависит от родственной связи, наличия завещания и вида унаследованного имущества.

Как составить заявление о принятии наследства: образец

Заявление нужно составить в письменной форме. Точную форму документа закон не устанавливает. Каждый нотариус устанавливает свой образец. 

Именно поэтому не стоит готовить заявление заранее. При обращении к нотариусу он окажет помощь в подготовке документа.

В какой срок нужно подать заявление о принятии наследства?

Подать заявление о принятии наследства нотариусу нужно:

  • Наследникам по завещанию и наследникам первой очереди — в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя;
  • Если наследники первой очереди или по завещанию отказались от вступления в наследство, либо были признаны недостойными, то наследники второй и последующих очередей могут подать заявление в течение 6 месяцев со дня возникновения у них этого права.
  • Если наследники первой очереди или по завещанию не подали нотариусу заявление о принятии наследства, то наследники второй и последующих очередей должны обратиться в течение 3 месяцев со дня окончания шестимесячного срока.

Как подать заявление нотариусу о фактическом принятии наследства?

Подать заявление о фактическом принятии наследства необходимо в письменной форме нотариусу, который открыл наследственное дело. Если наследственное дело после смерти наследодателя не было открыто, нужно обратиться к нотариусу по последнему месту проживания покойного. 

С заявлением о фактическом принятии наследства нужно предъявить неоспоримые доказательства того, что имущество было принято в течение шести месяцев с момента смерти покойного. Это может быть:

  • Квитанции об оплате коммунальных услуг;
  • Чеки о погашении кредита;
  • Свидетельство о временной регистрации по месту жительства покойного.

Обязанности нотариуса, получившего заявление о принятии наследства

Нотариус, получивший заявление, должен:

  • Приобщить заявление к наследственному делу;
  • Сообщить наследнику, какие документы нужно представить для получения свидетельства о правах на наследство;
  • Сделать запросы в государственные органы о наличии имущества у покойного;
  • Уточнить, не был ли наследодатель в процессе банкротства;
  • Предупредить наследников об обращении кредиторов наследодателя;
  • Сделать запросы в банки о наличии вкладов и счетов у покойного. Учтите, что нотариус обращается не во все банки. А только в Сбербанк и ВТБ. Сделать запросы в другие кредитные организации он может по заявлению наследников за отдельную плату;
  • Производит опись наследственного имущества;
  • Уведомляет отдел полиции об оружии в составе наследства;
  • Вносит на свой депозитный счет наличные денежные средства покойного;
  • Проводит опись наследственного имущества;
  • Передает на хранение банку валюту и драгоценности покойного;
  • Передает на хранение наследника или третьих лиц остальное имущество покойного.

Стоимость заявления о принятии наследства у нотариуса 

Стоимость подачи заявления о принятии наследства включает:

  • Госпошлину — 100 р.;
  • Услуги нотариуса — 1 400 р.

При подаче заявления в электронной форме, за удостоверение равнозначности электронного документу документу на бумажном носителе за каждый лист заявление нужно оплатить 200 р.

Остались вопросы по оформлению заявления о принятии наследства? Оставьте заявку на сайте и запишитесь на консультацию нотариуса.

Узнайте как сделать грамотный и качественный документ и не переплатить