Оформление перехода права собственности на недвижимость через нотариуса
Переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации. Этим занимается Росреестр, который принимает от участников купли-продажи, дарения или иных сделок документы и ведет учет сведений о принадлежности объектов и их характеристиках. Стороны также вправе оформить сделку через нотариуса, а в некоторых случаях обязаны это сделать. Разберемся подробнее, как это сделать и что потребуется.
Как оформляются сделки с недвижимостью
В соответствии со статьей 550 ГК РФ, сделки с недвижимостью оформляются в простой письменной форме. Составляется договор, подпись в котором должны поставить продавец и покупатель (или, например, даритель и одаряемый). При несоответствии формы договора указанному требованию, он считается недействительным, то есть устная передача собственности недопустима.
Государственной регистрации подлежит не оформление договора, а переход права собственности, который осуществляется на основании уже оформленных документов (статья 551 ГК РФ). Если же один из участников пытается уклониться от такой процедуры, второй вправе требовать реализации своего права в судебном порядке. В таком случае в Росреестр можно будет обращаться с судебным решением.
В соответствии со статьей 59 ФЗ-218, права на объекты могут быть зарегистрированы на основании документа, заверенного нотариусом. Это может быть не только свидетельство о праве на наследство, но и договор, в том числе купли-продажи.
В таком случае стороны подписывают документы у нотариуса. Дальнейшие действия, необходимые для регистрации, в том числе передачу документации, осуществляются специалистом.
Оформление сделок с недвижимостью через нотариуса
Для оформления недвижимости через нотариуса, необходимо подготовить документы:
- Паспорта или иные документы, подтверждающие личность каждого участника.
- Документы, подтверждающие право собственности на объект.
- Согласие Органа Опеки, если имущество отчуждается несовершеннолетним или недееспособным.
Перечень документов минимален, но в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Например, продавец вправе запросить справку об отсутствии долгов по коммунальным платежам и капремонту.
Порядок действий сторон при оформлении договора через нотариуса будет следующим:
- Собрать пакет документов и определиться с условиями сделки.
- Обратиться к нотариусу и заявить о желании заключить сделку, предоставить документы и назвать условия, на которых она будет заключаться.
- В назначенное время повторно явиться к нотариусу и изучить текст договора, составленного им.
- Подписать договор.
- Оплатить услуги.
- В назначенное время явиться в офис и получить выписку .
Нотариус сам отправит документы в Росреестр. Все действия сторон сделки будут реализовываться через него.
Когда регистрация через нотариуса обязательна
Регистрация сделки через нотариальную контору – это право сторон. Но в некоторых случаях оно становится обязанностью:
- Продается доля в квартире или доме. Если же несколько владельцев реализуют объект единовременно, можно сразу обращаться в Росреестр.
- Собственник объекта или его доли является несовершеннолетним или недееспособным.
- При покупке недвижимости она делится на доли.
В указанных ситуациях решить вопрос самостоятельно не получится. В остальных стороны сами решают, нужен ли им нотариус.
Обязанности нотариуса при оформлении договора
Задача нотариуса – не просто поставить свою подпись. У него широкие обязанности:
- Объяснить сторонам суть и последствия заключаемого договора.
- Проверить, являются ли стороны дееспособными.
- Проверить представленные сторонами документы и информацию.
- Проверить отсутствие ограничений, наложенных на объект.
Итоговая задача – удостоверить сделку.
Оформление договора через нотариат хоть и обходится дороже, но снижает риски сторон. Специалист проверяет дееспособность, действительность документов, их актуальность. Не каждый может выполнить указанные действия самостоятельно.
Сделку с недвижимостью можно оформить и посредством услуг нотариуса. Для этого нужно обратиться к любому специалисту по месту нахождения объекта (на территории того-же муниципального образования). Это выходит проще, быстрее, но требует дополнительных расходов. Учитывая уровень риска, такой вариант считается предпочтительным.
Оставить комментарий