Время чтения:  15 Минут

Все про наследование опекуном имущества подопечного

Наследование опекуном — это сложный вопрос. Для начала давайте определимся: кто такой опекун. Это человек или организация, на которых отделом опеки и попечительства возложена обязанность заботится о несовершеннолетнем или недееспособном человеке. Опекун должен обеспечивать подопечного продуктами питания, одеждой, едой, решать вопросы с его лечением, обучением, проживанием, представлять его интересы в государственных органах. Но при этом он не может получать выгоду за счет подопечного. Например, он не может переписать на себя его имущество. И вот возникает ситуация, когда подопечный умер. Может ли опекун претендовать на наследство, расскажем подробнее.

Наследование опекуном: может ли опекун претендовать на наследство опекаемого?

Сам по себе статус опекуна не дает право на наследственное имущество подопечного. В соответствии с Законом об опеке и попечительстве опекуны и опекаемые прав на имущество друг друга не имеют. А нормы Гражданского кодекса не предусматривают опекунов в очередности наследников.

Это значит, что если ребенок, пенсионер или инвалид находились под опекой у организации, то в случае их смерти организация не может быть наследником. Имущество перейдет к родственникам или согласно завещанию.

На рассмотрение в Госдуму неоднократно вносились законопроекты, предлагающие закрепить право опекунов и попечителей на наследство после смерти подопечных. В частности, в 2016 году предлагалось сделать опекунов наследниками седьмой очереди. Законопроект предусматривал ограничение в виде добросовестного исполнения опекуном своих обязанностей в отношении наследодателя. Однако эти изменения так и не были приняты.

Последний раз опекунов предлагали включить в перечень наследников по закону в 2022 году. Но на январь 2023 года такие изменения приняты не были.

Сейчас, если функции опекуна возложены на физическое лицо, по закону он прав на наследство подопечного не имеет. И все же есть ситуации, когда опекун может стать наследником.

Как опекун может стать наследником имущества опекаемого?

Под опеку передают детей в возрасте до 14 лет и совершеннолетних граждан, лишенных дееспособности через суд. Опекун может стать наследником, если он родственник или супруг подопечного. При этом он будет делить наследство с другими наследниками подопечного.

То есть, при наследовании по закону имеет значение не статуса опекуна, а то, какая родственная связь связывала его с подопечным.

Например, Татьяна была опекуном сестры. А у сестры была совершеннолетняя дочь. После смерти подопечной наследником первой очереди будет дочь. Татьяна прав на наследство не имеет.

Или другая ситуация.

Карина оформила опеку над недееспособным мужем. Кроме того у мужа были двое детей от первого брака и мать. После смерти подопечного Карина разделит наследство с детьми мужа и его матерью. То есть, получит только 1/4 долю в наследстве. Статус опекуна не даст ей дополнительных прав на наследство.

И третий вариант.

Елена оформила опеку над соседкой. Она ухаживала за недееспособной женщиной больше 10 лет. Родственников у подопечной не было. После ее смерти наследство перейдет государству. Елена не может на него претендовать.

Итак, опекун может стать наследником несовершеннолетнего подопечного только, если он входит в круг наследников по закону. А вот наследником совершеннолетнего недееспособного подопечного опекун может стать еще и по завещанию.

Но здесь нужно учитывать, что:

• Завещание должно быть оформлено до признания гражданина недееспособным;
  • Родственники подопечного могут через суд попробовать оспорить завещание.

Как вариант, опекун может стать наследником подопечного по завещанию, если опека была прекращена, а дееспособность восстановлена в судебном порядке.

Может ли опекаемый стать наследником опекуна?

А вот с наследованием опекаемым имущества опекуна ситуация обстоит совершенно иначе. Подопечный может претендовать на наследство после смерти опекуна, если:

• Он относится к родственникам очереди, призванной к наследованию.

Например, Ирина была под опекой у бабушки. Сын бабушки и отец Ирины погиб. А значит Ирина наследует по праву представления вместо своего родителя.

• Опекун составил завещание на подопечного.
  • Подопечный обратился в суд и установил факт нахождения на иждивении.

Если опекун и подопечный не родственники, но проживали вместе больше одного года, подопечный может признать себя иждивенцем. Причем даже в том случае, если он является получателем пенсии.

Иждивенцы имеют право на обязательную долю, если опекун оставил завещание. А если завещания не было, то иждивенец наследует с любой из очередей, призванных к наследованию.

Остались вопросы по наследованию опекуном? Оставьте заявку на сайте и запишитесь на консультацию к нотариусу.

Узнайте как сделать грамотный и качественный документ и не переплатить